На главную

Наш край

Песни у костра

Наши экспедиции

Необходимо знать

О нас

Сувениры

Фотогалерея

Лекарственные травы

Контакты

Форум

Наши партнёры

Карты и перевалы Кодара

Эвенки

   Эвенки - прекрасные таежники. От их наблюдательности не ускользнет малейшее изменение в окружающей обстановке, они прекрасно ориентируются, разбираются в следах зверей, в звуках и обладают ясной памятью. Для них в тайге нет ничего нового, неожиданного, ничем их там не удивишь. (Гр. Федосеев)

Народ в РФ. Общая численность – 29901 человек.
   До 1931г. наряду с эвенами известны как тунгусы. Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.

   Этническая территория эвенков обширна. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в Китае и Монголии. Эвенки имеют свою автономию, Эвенкийский автономный округ Красноярского края.

   В этнокультурном плане эвенки не являются едиными. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются "пешие", "бродячие" и "кочевые" тунгусы. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность различных территориальных групп эвенков, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности - оленеводства, охоты и рыболовства. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура, что приводило к сложению весьма специфических подразделений этого народа (конные группы Забайкалья, "скотные" тунгусы Якутии).

   Широта расселения, межэтнические контакты, а самое главное, исходный многокомпонентный состав эвенков, в настоящее время позволяет говорить об отсутствии у них этнического единства. В этой связи, ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал - Лена, на западный и восточный. Культурные различия между эвенками этих территорий весьма существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки и т. п., антропологии (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.

   До XIV века эвенки занимали только тайгу в бассейне Лены, в который входят и реки Чара, Витим, Олекма, т.е. жили они в ту пору и на нынешней земле каларской. Лишь в XIV веке они начали своё большое движение на запад – вплоть до бассейна Енисея и на юго-восток – в Амурский край. Эвенки – коренной народ Каларского района, все остальные, в том числе якуты, пришли сюда позже.

   Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни. Они отлично знали свою территорию и всю прилегающую к ней округу, без этого постоянная кочёвка невозможна. Они всегда отличались ловкостью, откровенностью, честностью, радушием, преданностью. Конечно же, они отлично стреляли из лука, а потом из ружей, знали все способы охоты и рыбалки, могли быстро и умело поставить табор, развести костёр даже в самую сырую погоду. Без этого в тайге долго не задержишься.

   Основным занятием эвенков Каларского района была охота на крупного зверя: медведя, сохатого, изюбря. Семья пребывала на одном месте столько дней, на сколько хватало очередной добычи, потом кочевала на оленях дальше. Олени были в личном владении, являлись единственным транспортом. Вторым по значению занятием было рыболовство (сейчас к нему обращаются в исключительных случаях). И третье занятие – пушной промысел. Именно пушнина была тем эквивалентом, который позволял наладить отношения и с русскими, и нередко с ближайшими соседями. Места кочевой семьи были традиционными, передавались от поколения к поколению. Право семьи на данную территорию никогда не фиксировалось, но и, утверждают историки, не оспаривалось. А на своих угодьях семья могла встретить и соседей, как, впрочем, и самой «побывать в гостях».


Daosait & Design
        
© copyright by "SDAURIA". All rights reserved.